• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Препаратор душ (список заголовков)
14:11 

Освободительная борьба украинского народа в годы Второй Мировой войны

Препаратор душ
Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
В преддверии Дня независимости Украины публикую очередной пост, посвящённый вооружённым националистическим формированиям, действовавшим в годы Второй Мировой войны, а именно - УПА, дивизия "Галичина", батальоны "Роланд" и "Нахтигаль". И так как тема весьма холиварная, я постарался максимально нейтрально раскрыть тему для русскоязычных читателей, и рассказать, кто же это такие - бандеровцы.

Миф о людоедах-бандеровцах, как и любой другой, состоит из множества маленьких суеверий, порождённых интеллектуальной ленью и/или плохой осведомлённостью обывателей об исторической и политической ситуации в Украине (особенно на западных её территориях) 1917-1954 годов. Плюс свою роль сыграла пропаганда. Недаром многие говорят, что по сравнению с советской пропагандой, Геббельс выглядел наивным и честным человеком.

Прежде всего следует заметить вот что - сочетание аббревиатур ОУН и УПА является исторически неправильным. ОУН (Организация Украинских Националистов) была основана в 1929 году, и являлась общественно-политическим движением, декларировавшим создание Украинского Соборного Самостоятельного Государства (УССГ). УПА же (Украинская Повстанческая Армия) - это вооружённое крыло ОУН, которое действовало на украинских землях с конца марта 1943 года. А ещё ОУН в 1940 году раскололась на две организации - ОУН (р) или ОУН (б) - "революционная" или "бандеровская", которая и была связана с УПА, и чьим лидером был Степан Бандера; и ОУН (м) - "мельниковская", как раз те самые, которые сотрудничали с нацистами аж до самого конца войны, причём даже после того, как их руководителя Андрея Мельника арестовали и посадили в концлагерь Заксенхаузен. Что касается страшных-ужасных бандеровцев, то они, как только поняли, что немцы сначала наобещали им независимость для Украины, а потом перекинули через хуй, ушли партизанить по лесам.

Миф 1. Украинские националисты сотрудничали с немецкими захватчиками

Миф 2. Украинские националисты - поголовно русофобы и ксенофобы

Миф 3. Солдаты УПА убивали мирных жителей

Миф 4. Дивизия СС "Галичина" (1-я Украинская дивизия, 14-я гренадёрская дивизия войск СС)

Миф 5. Батальоны "Нахтигаль" и "Роланд"

Дабы меня не обвинили в голословности, данный псто писался на основе изучения следующих первоисточников:
1. Википедия (куда ж без неё, родимой) - украинская и русская;
2. "Літопис УПА", Киевская серия, том 1. - Киев, Торонто, 1995 год
3. "Літопис УПА", Киевская серия, том 2. - Киев, Торонто, 1999 год
4. "Вбивство Степана Бандери" - Львов, "Червона калина", 1993 год
5. "Українська дивізія "Галичина", под ред. М. Слабошпицького, В. Стеценко - Киев, Торонто, 1994 год.
6. Степан Бандера. Автобіографія
7. Петро Полтава "Хто такі бандерівці та за що вони борються" - Дрогобыч, "Відродження", 1994 год.
8. Игорь Лосев "Явище "бандерофобії" в російській свідомості"/"Феномен "бандерофобии" в русском сознании"

@темы: Історія, Україна

14:36 

Украинская вышивка. Часть 2

Препаратор душ
Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Первый пост, о различных стилях вышивок на территории украинских земель, можно прочитать тут. Теперь хотелось бы рассказать, что означало всё это многообразие узоров.

Итак, орнаментальные мотивы в вышивке украинцев имеют древнюю историю, беря начало из окружающей человека флору и фауну, а также являясь своеобразным отражением фантазии вышивальщицы. Однако так как всю природу изобразить с помощью вышивки невозможно, определяют основным интерпретации узоров, которые содержат те или иные элементы с широкой смысловой нагрузкой. Прежде всего это растительный и геометрический орнаменты. Также - преимущественно на Северной Буковине - встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты. Однако, как я уже писал, региональная привязка не была строгой, поэтому на всей территории Украины можно найти свадебные полотенца с изображением птиц и символическим изображением молодожёнов.

В вышивке каждый стежок, цвет и узор что-то обозначал - ничего не вышивалось просто так. Красный цвет, например, символизировал энергию солнца, любовь и радость, чёрный - землю, урожайность и плодородие, синий цвет считался самым могучим оберегом, и символизировал небо, воды, очищение и душевный покой, белый был символом чистоты и непорочности (когда-то незамужные девушки носили рубашки с белой вышивкой), зелёный цвет означал весну, молодость и красоту, а жёлтый выступал символом богатства, благополучия и радости, также означая цвет спелого зерна и мёда. Почему именно зерна и мёда? Потому что земледелие и пчеловодство издавна были основными промыслами украинцев.

Один из древнейших орнаментов в вышивке назывался "древо жизни", и напоминал цветок в горшке. Верхняя часть дерева символизировала мир богов, средняя - человека и всё сущее на земле, а нижняя часть, корневище, выступала в качестве первоисточника всего мира. Также из растительных орнаментов очень популярными были мотивы подсолнухов, незабудок, мака, винограда, калины, дуба, хмеля, роз и т.д. Барвинок был символом бессмертия, девичью красоту символизировала калина, а жизненную силу - дуб. Очень часто эти орнаменты вышивались вместе.

На многих вышивках с цветами обязательно изображались и птицы - соловей, кукушка, петух, голубь,сова и различные фантастические (райские) птицы. Также популярными мотивами были лошадь, кот, заяц, бабочки, жуки и рыбы. Соловья и кукушку, как правило, вышивали в паре, сидящий на ветке калины. Соловей означал парня, кукушка - девушку, а ветвь калины - продолжение рода. Поэтому чаще всего такие картины вышивались на свадебных рушниках, и над ними обычно вышивался венок, как символ божьего благословения брака.

Геометрические орнаменты тоже не вышивались "просто так". Ломанные кресты означали солнце и его движение по небу; также солнце символизировали квадраты и круги с "усиками", которые означали лучи. Волнистая ломанная линия символизировала воду. Также квадраты могли означать поле, а зигзагообразные линии - семена. О некоторых наиболее популярных орнаментах с их образцами я расскажу под катом.

читать дальше

@темы: Етнографія, Україна

08:52 

Украинская вышивка. Часть 1

Препаратор душ
Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
На территории Украины издавна повелось украшать вышивкой многие предметы обихода - полотенца - "рушники", наволочки, рубашки, тёплые одеяла ("налижники" или "покровцы";), скатерти ("обрусы";). Что интересно, традиция вышивать узоры на одежде повелась ещё со скифских времён - древнегреческий историк Геродот писал, что на территории Северного Причерноморья люди носят расшитые рубахи. А во время археологических раскопок в Черкасской области был найден так называемый Мартыновский клад, состоящий из 116 серебряных вещей, датируемых VI — VII веками. Среди прочих находок особое внимание обращают на себя серебряные бляшки в виде людей, на груди которых изображена широкая манишка с сетчатым орнаментом длиной от воротника до пояса.


Мужчина в вышитой рубашке. Мартыновский клад, примерно VI — VII века.

ВНИМАНИЕ! Под катом есть большие картинки!

@темы: Етнографія, Краєзнавство, Культурологія, Україна

12:18 

Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского обеих сторон Днепра

Препаратор душ
Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Фигура гетмана Мазепы до сих пор является крайне противоречивой и вызывает живейшие дискуссии. Тем интереснее мне было читать о нём цикл исторических романов украинского писателя Богдана Лепкого, и тем интереснее будет о нём писать. Я не буду рассусоливать детали в духе "родился, жил и умер" - об этом и без меня можно на Википедии прочитать. А расскажу я вам о том, о чём писал Лепкий - о взаимной любви Мазепы и его крестницы Мотри (Матрёны, Марии) Кочубей, о переходе Мазепы с казаками на сторону армии шведского короля Карла XII в ходе Полтавской битвы и о том, что было дальше. Но начну, как водится, сначала.

После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 году в украинской истории начался период Руины. Данный период был характерен тем, что на обоих берегах Днепра сидело одновременно сразу несколько гетьманов, и каждый из них хотел быть наиболее труЪ, подмяв под себя своих соперников и объединив Левобережную и Правобережную Украину. Помимо кучи гетманов (у каждого из которых была своя армия, свои старшины и так далее - вспомните аналогичную ситуацию в период феодальной раздробленности Киевской Руси), находились и народные мстители, которые заявляли, что все гетманы продажные уебаны и хотят с потрохами сдать Украину русским/полякам/туркам/шведам, и вот только они, эти мстители, являются радетелями за народ и настоящими казаками. Под таким соусом вспыхнули казачьи восстания полковников Барабаша и Пушкаря, восстания Василия Дрозда, Степана Опары и ещё многих других. Всего за тридцать лет на украинских землях сменилось аж 7 гетманов (а гетман - это, фактически, монарх, и правил он зачастую несколько десятилетий, аж до своей смерти), произошло 3 больших восстания и овер9000 мелких, а также 6 крупных войн, в числе которых - первая русско-украинская война 1658-1659 гг. Все эти многочисленные претенденты на гетманскую булаву не могли договориться даже с собственным писюном, не то что с Россией или Речью Посполитой, поэтому быстро ушли в небытие, ничего толком не сделав для страны. Про эпоху Руины я обещаю написать отдельный большой пост, а сейчас время переходить к нашему сегодняшнему герою.

читать дальше >>>


Иосиф Курилас. Портрет Ивана Мазепы (1909)

@темы: Історія, Біографія, Краєзнавство

12:30 

Юрий Покос - украинский Габриэле д'Аннунцио

Препаратор душ
Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Относительно недавно вышла в свет книга современной украинской писательницы Натальи Доляк "Загублений між війнами" ("Затерянный между войнами"). Роман сей повествует о совершенно уникальном человеке - Юрии Покосе (литературный псевдоним - Юрий Будяк). О самой книге я сейчас скажу пару слов, а дальше речь пойдёт собственно о её главном герое. Так вот, эта книга хороша уже тем, что раскрывает - пусть и несколько приукрашенно - историю такой персоны в истории Украины, которая, безусловно, достойна упоминания, но о которой мало кто знает даже среди украинцев, не говоря уже об иностранцах. Поэтому стоит помнить о том, что книга хорошая и достойна прочтения - я это говорю со всей прямотой человека, который, мягко говоря, настороженно относится к современной литературе, в том числе и украинской. Но я изменил бы себе, если бы не начал придираться к мелочам, ведь правда? Так вот, писательница две трети книги уделила именно англо-бурской войне, при этом сам Покос как главное действующее лицо мелькает за всё это время буквально десяток-другой раз, и то - в эпизодах. А дальше всё идёт галопом по Европам - вот он в Англии, вот он в Украине, а вот уже он революционер, а вот уже сидит в лагерях. Вообще складывается впечатление, что Наталья Доляк довольно свободно оперирует временными промежутками, да так, что я даже местами выпадал в осадок от временных интервалов. Это выглядит примерно так - вот идёт текст, вот абзац один, другой, третий, а четвёртый абзац уже внезапно описывает события, происшедшие несколько дней спустя. Причём в тексте довольно мимолётно указывается, что прошло сколько-то там времени. Один важный сюжетный поворот вообще происходит спустя десять дней после подробно описываемых до него событий, и это в тексте тоже особо не выделяется. Просто вот написано - этот важный поворот случился десять дней назад. В этот момент я даже перечитал последние несколько абзацев, думая, что я что-то упустил. Однако нет. Не знаю, то ли рукопись была сокращена, то ли издатель подгонял, но факт остаётся фактом - временные пробелы порой меня шокировали. А вообще книга мне очень понравилась.

Итак, Юрий Покос. Почему я сравнил его с Габриэле д'Аннунцио? Потому что он был такой же многогранной личностью, как и этот итальянский деятель - солдат, революционер, писатель, учитель, политик. Даже несмотря на то, что о его жизни осталось крайне мало сведений, достоверно известно, что Покос участвовал в англо-бурской войне на стороне буров, чуть было не поступил в Оксфордский университет, учил крестьянских детей в им же открытой школе в его родном селе Красногорке в Полтавской губернии, участвовал в революции 1905 года, Первой Мировой войне, работал в правительстве Украинской Народной республики... но обо всём по порядку.


Чуть ли не единственная фотография Юрия Покоса

читать дальше >>>

@темы: Історія, Біографія

09:19 

Владимир Сосюра

Препаратор душ
Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Владимир Николаевич Сосюра родился в городе Дебальцево Донецкой области. Вообще у Сосюры была интересная ситуация с членами семьи - его мать, этническая сербка родом из Луганска, была маляром, отец его имел французские корни, а его двоюродный дядя по матери был соратником самого Ворошилова. Прочие же родственники его матери воевали в составе белогвардейских частей. Сам Владимир Сосюра кем только не работал - был и шахтёром на Донбассе, и телефонистом, и бондарем, и военным корреспондентом. В 1918-м году он со своими коллегами-рабочими с содового завода участвовал в восстании против кайзеровских войск, затем сражался в рядах армии Украинской Народной республики, где от просто казака дослужился до телохранителя самого главного атамана Симона Петлюры. После разгрома армии УНР на реке Збруч, Сосюра убежал из украинской армии и попал в плен к деникинцам. Его расстреливали как петлюровца, но рана оказалась не смертельной - что было просто чудо, ибо деникинцы стреляли разрывными пулями "дум-дум", которые почти не оставляли шансов на выживание. Позднее его чуть не приговорили к расстрелу уже красные, но председатель ревтрибунала вынес оправдательный приговор - повезло, что председателем оказался старый друг и земляк Владимира, Павел Васильевич Евсеев. В 1920-м году Сосюра, больной тифом, оказывается в Одессе, где и вступает уже в ряды Красной армии. Есть и другая версия - В.И.Подов в книге "Легенды и были Донбасса" указывает, что сначал Сосюру арестовали красные, а потом уже деникинцы. Однако легенды остаются легендами. Как бы там ни было, но вместе с РККА он воевал против махновцев и своих вчерашних союзников поляков (Польша и УНР были союзными друг другу до заключения Рижского мира). Разумеется, Владимир Николаевич писал стихи о своих фронтовых буднях, но стихов о его бытность казаком армии УНР до нас, увы, не дошло. Есть только версия о том (её упоминал ныне покойный Олесь Бузина), что его стих "Комсомолец" раньше назывался "Гайдамака", и в нём красный комиссар расстреливал пленных петлюровцев, однако со сменой политических убеждений Сосюры поменялись и стороны в этом стихе. Я привожу обе версии на украинском языке:

"Комсомолець"

"Гайдамака"

Всю жизнь Владимир Николаевич страдал от двойственности своих политических взглядов. Он очень сильно любил Украину (в 1944 году написал стих "Люби Украину", за что его травили советские идеологи, обвиняя в "буржуазном национализме"), но в то же время писал - может, по требованию партии, а может, добровольно - стихи про героических красноармейцев и партизан, за что его ненавидели украинские националисты, недвусмысленно называя его предателем Украины в периодическом издании УПА "К оружию!" ("До зброї!"). Несмотря на огромное количество наград и премий, которые получил Сосюра (в том числе и Сталинскую премию), на фоне постоянной травли у поэта возникло некое психическое заболевание, из-за которого он был вынужден ложиться в больницу. В 1958 году Владимир Николаевич пережил первый инфаркт, после которого перестал употреблять алкоголь, курить и играть в бильярд. В 1965 году его настиг второй инфаркт, после которого поэт перестал выходить из дома, а спустя несколько дней умер. Похоронен он в Киеве на Байковом кладбище.

Я бы хотел привести здесь лишь некоторые, мои любимые стихи Сосюры. По традиции, привожу их в русском переводе - ибо украиноязычные читатели, скорее всего, знают эти строки.

"Люби Украину"

"Так никто не любил..."

"Осень"

Последний стих - мой самый-самый любимый - в русском переводе, увы, мной не найден. Поэтому я решил привести оригинал стиха, просто потому, что слишком уж люблю его и слишком хорошие воспоминания с ним ассоциируются.

"Осінь"

@темы: Україна, Поезія, Література, Біографія

10:09 

Препаратор душ
Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
С благословения администратора сего сообщества Klod, я начинаю выкладывать серию постов, посвящённых украинской истории и культуре. Посты эти на русском языке - специально для облегчения понимания и расширения кругозора русскоязычных пользователей, обитающих на дайри, в частности, россиян и белорусов. Так как это своего рода "пробный камень" публикации моих постов в этом соо, я готов принимать замечания и рекомендации :) Многие посты будут написаны в стёбно-юмористической манере, однако с максимальной (по возможности) исторической достоверности. Комментарии по форме постов, кстати, тоже принимаются. А пока что - первый пост, посвящённый Холодноярской республике.

ВНИМАНИЕ! Данный пост не призывает к разжиганию межнациональной розни, возбуждению ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности или языка. Автор соблюдает законодательство РФ и Украины, а также правила ресурса diary.ru.



Приобщиться к истории

@темы: Україна, Література, Історія

07:22 

Препаратор душ
Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Підкажіть будь-ласка якісь хороші документальні фільми про українські традиції та обряди. Такі взагалі є? Хотілося б подивитися щось на зразок екранізації книжки Сухомлинського "Святвечір".

Також буду вдячний, якщо хтось порадить хороші документальні фільми про історію України. "Україна: народження нації" Єжи Гофмана я вже дивився.

@темы: Історія, Етнографія, Культура

Україна

главная